Нюрнбергский процесс
В этом году, весь мир отмечает 70-летие Международного Военного Трибунала в Нюрнберге. С каждым десятилетием события Второй Мировой войны представляются все более и более академично-историчными, утрачивая в глазах новых поколений жизненность. Пройдет еще совсем немного времени, и они начнут казаться чем-то вроде суворовских походов или Крымской кампании. Живых свидетелей становится все меньше, и процесс этот, к сожалению, необратим. Совсем иначе, чем современниками, воспринимается сегодня и Нюрнбергский процесс. Но всегда необходимо помнить какие чудовищные преступления и люди их совершившие предстали перед судом.
1 ноября 1943 был подписан Секретный протокол Московской конференции Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, 18-м пунктом которого была «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства».
Соглашение о создании Международного Военного Трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа1945 года. 29 августа 1945 года опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма таких как Герман Геринг, Рудольф Гесс, Риббентроп, Кейтель, Кальтербруннер, Крупп, Борман и др.
Международный Военный Трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав в соответствии с Лондонским соглашением: от СССР заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко, от США бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл, от Великобритании главный судья Джеффри Лоуренс, от Франции профессор уголовного права Анри Доннедье де Вабр.
Каждая из 4 стран направила на процесс своих главных обвинителей, их заместителей и помощников: от СССР прокурор УССР Р. А. Руденко, от Великобритании: Хартли Шоукросс, от США: судья Верховного суда США Роберт Джексон , от Франции: Франсуа де Ментон.
Всем преступникам были предъявлены обвинения в агрессивной войне против всего мира («Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»), вторжение Германии на территорию СССР, убийства и жестокое обращение с гражданским населением убийства и жестокое обращение с военнопленными бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень и многое другое.
Процесс открылся в здании Дворца юстиции в Нюрнберге 20 ноября 1945 года и длился десять месяцев. Всего было проведено 216 судебных слушаний. Каждая сторона представила доказательства преступлений, совершенных нацистскими преступниками.
Огромную роль в сборе доказательств и представлении их Трибуналу сыграла Советская прокуратура. Семь миллионов советских граждан предъявили свои личные счета к нацистским бандитам. В составе советской делегации была сформирована следственная часть, которая работала с архивными материалами и допрашивала главных немецких военных преступников.
Из-за беспрецедентной тяжести преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения – соблюдать ли по отношению к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения от Англии и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако французская и советская стороны настояли на обратном.
Процесс проходил напряженно не только в силу необычности самого трибунала и выдвинутых против подсудимых обвинений.
Сказывалось также послевоенное обострение отношений между СССР и Западом и подсудимые, чувствуя сложившуюся политическую ситуацию, умело тянули время и рассчитывали уйти от заслуженного наказания. В такой непростой ситуации ключевую роль сыграли жесткие и профессиональные действия советского обвинения. Окончательно переломил ход процесса фильм о концлагерях, снятый фронтовыми кинооператорами. Жуткие картины Майданека, Заксенхаузена, Освенцима полностью сняли сомнения трибунала.
Из обвинительной речи главного обвинителя от СССР Руденко Р.А.:
«Господа судьи! Перед Вами прошли все подсудимые – люди, лишенные чести и совести, ввергшие мир в бездну несчастий и страданий, причинившие огромные бедствия своему народу.
Выступая на этом Суде от имени народов Союза Советских Социалистических Республик, я считаю полностью доказанными все обвинения, предъявленные подсудимым. И во имя подлинной любви к человечеству, которой исполнены народы, принесшие величайшие жертвы для спасения мира, свободы и культуры, во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников, представших перед судом передового человечества, во имя счастья и мирного труда будущих поколений – я призываю Суд вынести всем без исключения подсудимым высшую меру наказания – смертную казнь. Такой приговор будет встречен с удовлетворением всем передовым человечеством.
О смертной казни для всех преступников в своей речи ходатайствовали и главный обвинитель от Франции — «Ведь даже тот, кто. как мы считаем, виновен менее остальных, заслуживает смерти», Англии — «Какое имеет значение тот факт, что некоторые заслужили стократную смерть, тогда как другие заслужили миллион смертей» и США – «Признать этих людей невиновными значит с тем же основанием сказать, что не было войны, не было убийств, не совершалось преступлений.
В течение двух дней с 30 сентября и 01 октября 1946 года оглашался приговор Международного Военного Трибунала.
Приговорены к смертной казни через повешение: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Зейсс-Инкварт, Борман (заочно) и Йодль.
К пожизненному заключению: Гесс, Функ и Редер. К 20 годам тюремного заключения: фон Ширах и Шпеер. К 15 годам тюремного заключения: фон Нейрат. К 10 годам тюремного заключения: Дёниц.
Оправданы: Ганс Фриче, Франц фон Папен и Ялмар Шахт.
Трибунал признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии.
Ряд осуждённых подали прошения в Контрольную комиссию союзников по Германии: о помиловании или о замене повешения расстрелом, если просьбу о помиловании не удовлетворят. Все эти ходатайства были отклонены.
Согласно опросам 1946 года, подавляющее число немцев (около 80 %) считало Нюрнбергский процесс справедливым, а виновность подсудимых неоспоримой.