Памятка защита детей от информации
Законодательное регулирование вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних
Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, регулируются Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В законе дано понятие информационной безопасности детей – состояние защищенности при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Статьей 6 указанного федерального закона предусмотрена классификация информационной продукции, которая осуществляется производителями и распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции.
Статьей 5 федерального закона определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
Государственный надзор за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляют структурные подразделения Роскомнадзора, Роспотребнадзора, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Таким образом, в случае выявления фактов распространения указанной информации необходимо обращаться в уполномоченный орган с просьбой о проведении проверки и принятии мер в пределах компетенции.
Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту.
К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.
К профилактическим мероприятиям относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние и их родители должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.
В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации. Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3). Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.
Вместе с тем, следует иметь в виду и отличать понятие «пропаганды» наркотических средств. Статьей 6.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственности за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ. Протоколы о совершении указанных правонарушений уполномочены составлять сотрудники органов внутренних дел.
Таким образом, при выявлении информации, в которой непосредственно содержатся сведения, пропагандирующие потребление наркотических средств, необходимо обратиться в орган внутренних дел.