Росстат расширяет наблюдение за ценами
Росстат расширяет наблюдение за ценами
Коронавирус – это глобальный экзамен, который сейчас сдает все человечество, все системы: социальная, экономическая, политическая. Все мы сегодня свидетели беспрецедентных мер, которые принимает наше государство для борьбы с пандемией и её последствиями. В условиях такого вызова обеспечение продовольственной безопасности и стабилизация уровня жизни населения выходит на первый план.
Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин своим поручением от 19 марта обязал Росстат, начиная с апреля проводить еженедельный мониторинг цен по 100 товарам и услугам, в том числе товарам первой необходимости, лекарствам и медикаментам, средствам гигиены, детским товарам и т.д. (пункт 1.2 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики …») http://static.government.ru/media/files/vBHd4YRxpULCaUNNTFLVpPSZbMCIA2Zq.pdf
До этого перечень еженедельного мониторинга включал 64 позиции. Теперь к нему добавлены еще 36 новых товаров и услуг. Из товаров для детей в список вошли мясные, овощные и фруктовые консервы для детского питания, сухие молочные смеси, пеленки для новорожденных, спортивный костюм для школьника, детская футболка и другое.
Среди предметов личной гигиены в списке — шампунь, зубная паста и щетка, туалетная бумага, детские подгузники.
Список наблюдаемых товаров в группе лекарственных препаратов расширен, в том числе, такими наименованиями, как отечественный анальгин, валокордин, поливитамины с макро- и микроэлементами и другими.
Также Росстат теперь еженедельно следит за изменениями цен на смартфоны, напольные электропылесосы, сухие корма для животных.
Все эти позиции ранее тоже были в поле зрения статистиков, но только в ежемесячном режиме. Наличие базы данных с долгосрочным временным интервалом наблюдения обеспечивает корректность и сравнимость ранее публикуемых данных.
Владимирские статистики также работают в новом формате. В регионе регистрируют цены 12 специалистов: 6 в муниципальных районах и 6 в г. Владимире.
Первую публикацию еженедельного мониторинга по средним потребительским ценам и изменении цен на 6 апреля по сравнению с 30 марта по Владимирской области можно найти на сайте Владимирстата (Официальная статистика – Цены и тарифы – Оперативная информация – Еженедельная информация)
Оценим изменение средних цен на отдельные виды товаров и услуг по Владимирской области с 30 марта по 6 апреля 2020 года.
Так, выросла средняя цена на яйца куриные (4,1%), консервы мясные для детского питания (4,1%), сахар-песок, карамель (2,3%), крупу гречневую, рис, пшено (в пределах 2-3%), масло подсолнечное (1,3%), хлеб ржаной (1,2%), вермишель, печение — 0,7%, молочные и кисломолочные продукты (0,2% — 1,4%) и некоторые другие продукты.
Одновременно выросли цены на мясо и мясные изделия (от 0,3% — говядина до 1,7% — куры охлажденные и мороженные). Ценовую стабильность показали баранина (кроме бескостного мяса), колбаса полукопченая и варено-копченая, колбаса вареная (99,9%).
Зафиксировано сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию: лук репчатый (11,5%), капуста (9,8%), морковь (4,5%), картофель (1%).
Также отмечен рост на лекарственные средства. Максимальное подорожание у анальгина отечественного – 4,3% , троксерутина, гель, 40г. -4,2%.
Снизились цены на огурцы и помидоры свежие (в пределах 5%), яблоки — на 1,3%, чай черный и конфеты, глазированные шоколадом (0,4%), муку (0,2%), и некоторые другие позиции.
Практически не изменилась цена (колебания в пределах 0,3%) у макарон, водки, хлеба и булочных изделий.
Как будут изменяться цены от недели к неделе, расскажут новые публикации Владимирстата (информация размешается еженедельно по средам после 16.00 ч.).
Фиксация цен происходит в работающих магазинах. В текущих условиях используются также цены онлайн-продаж без учета стоимости доставки. Сбор данных производится при помощи мониторинга сайтов, а также по телефону и электронной почте.
Если в отдельных городах магазины и организации, реализующие товары и услуги, включенные в еженедельное наблюдение, не работают, а онлайн-продажи отсутствуют, применяется метод условно-расчетных цен. Он используется в исключительных случаях и соответствует международным рекомендациям по формированию индексов потребительских цен в условиях чрезвычайной ситуации. Метод предполагает, что цена на отсутствующий товар изменяется так же, как и на идентичный, или на несколько товаров в рамках малой товарной группы в данной организации или в другой организации.