Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

День работника торговли

Торговля знает меру, вес да счет»

Русская пословица

 Торговля

Фото: Pixabay.com  

День работника торговли в России отмечается в четвертую субботу июля, в этом году он пришелся на 25 июля. Этот праздник считают своим не только те, кто стоит за прилавком или сидит за кассой магазина, но и все сотрудники сферы продаж, задействованные в поставках товаров, в обслуживании покупателей. В этом году на работников торговли из-за коронавируса легла повышенная нагрузка. Это они целыми днями работают в масках и перчатках, чтобы мы могли покупать нужные продукты в ближайшем к дому магазине, они выстраивали логистические цепочки, чтобы   не остались без гречки и туалетной бумаги, несмотря на ажиотажный спрос.

День работника торговли — праздник с советской историей, он был учрежден в 1966 году, а в 2013 году выбрана дата — последняя суббота июля.

Вот несколько интересных фактов о торговле:

Слово «продавец» появилось в русском языке лишь в конце 19 века, когда в России стали появляться крупные магазины и универмаги.

В 1879 году в розничной торговле получили распространение первые кассовые аппараты.

Самый продаваемые товары в мире – бензин и кофе.

Штрих-коды появились в торговле в 1974 году. Первым товаром стала жевательная резинка Wrigle’s.

А что знает о торговой сфере Владимирской области статистика?

«Малышей» все меньше

Торговля — одна из тех сфер в экономике, которая держится на малом бизнесе и частных предпринимателях. Во Владимирской области в последние годы количество предприятий, учтенных в Статрегистре по основному виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сокращается, причем это касается всех форм организации бизнеса: и юридических лиц, и малых предприятий, и ИП.

Так, с конца 2017 до 30 июня 2020 года количество зарегистрированных юридических лиц сократилось на 18% — с 7721 до 6363, в том числе количество малых и микропредприятий — на 14% (с 6331 до 5442), количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12% (с 17842 до 15667).

Вклад малых предприятий оптовой и розничной торговли в экономику Владимирской области тоже снижается. В 2017 году оборот розничной торговли составлял 23,2% от всего вклада малых предприятий в экономику региона, в 2018 году — 22,2%, в 2019 году — 21,9%. Оборот малых предприятий оптовой торговли также падал: в 2017 году — 39,1%, в 2018 году — 34,3%, в 2019 году — 30,5%.

Торговля пострадала, но не сдается

Сфера торговли отнесена к одной из наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей. Однако общий оборот розничной торговли в январе-мае 2020 года в товарной массе вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 95006 млн. рублей. Самым тяжелым месяцем был апрель, когда оборот розничной торговли упал до 18040 млн рублей (85% к марту того же года). Уже в мае 2020 года оборот розничной торговли вырос по сравнению с апрелем на 7,7% и составил 19411 млн рублей. Однако это меньше, чем в мае 2019 года, на 6,8%.

В 2020 году 95,6% всего объема розничной торговли приходится на стационарные объекты — магазины и торговые центры.   Любопытно, но доля розничных рынков и ярмарок сократилась, вопреки ожиданию, не сильно и составила 4,4% (в январе-мае 2019 года соответственно 95,2% и 4,8%).

Проды доминируют

На продовольственные товары мы всегда тратим больше, чем на промышленные товары. В январе-мае 2020 года в условиях карантинных ограничений перевес стал еще значительнее — 54,5% от всего оборота розничной торговли, у непродовольственных товаров 45,5%. За первые пять месяцев прошлого года соотношение было соответственно 52,9% и 47,1%.

Пищевых продуктов в январе-мае 2020 года продано на 4,2% больше, а непродовольственных товаров на 2,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (в товарной массе).

Посмотрим, какие товары особенно часто оказывались в наших корзинах. На 26% выросла продажа говядины и свинины, мяса птицы — на 7%, мясопродуктов — на 12%. На 24% выросли продажи сливочного масла, на 20% — растительного. На 15% увеличились продажи молока, на 13% — сыров. Заметно подросли продажи соли — на 42%, и мыла — на 33%. Сигарет и табачных изделий продано больше на 1,1%.

Заметнее всего в первые пять месяцев 2020 года упали продажи мебели — 71% к тому же периоду 2019 года, фотоаппаратуры и фототоваров — 66%, книг — 89%, газет и журналов — 67% и одежды — 62% к январю-маю 2019 года.

Еще интересный момент — жители Владимирской области переходят на современное освещение. В 2020 году по сравнению с 2019-м продажа люминисцентных ламп составила 25%, а светодиодных — 157%.

Продажи уходят в интернет

За первые пять месяцев 2020 года во Владимирской области почти в три раза выросли услуги по розничной торговле, осуществляемые через интернет. Продажа онлайн в январе мае 2020 года составила 293,5% к соответствующему периоду прошлого года (699,166 млн рублей в 2020 году, 233,110 млн рублей в 2019 году).

Почти треть владимирцев для покупок пользовались почтой или заказами через интернет. Чаще всего онлайн приобретали бытовую технику и электронику — 25% покупателей, одежду и обувь — 22%, продукты питания и средства личной гигиены так покупали 5% опрошенных. Причем более 18% жителей области старше 15 лет, которые не пользуются онлайн-заказами или почтой, признались, что даже не знают о такой возможности.

Уровень цен и ограниченный ассортимент — причины недовольства

Статистика, как известно, знает многое. Не осталась вне зоны её интереса и наша удовлетворенность условиями жизни. Приведем некоторые цифры, дополняющие праздничный обзор. Например, по данным исследования, проведенного в 2018 году, среди владимирцев старше 15 лет удовлетворенных торговым обслуживанием было 92%, недовольных — 8%. Причем недовольных больше в сельской местности (26% неудовлетворенных против 2,9% в городах). Основные причины неудовлетворенности торговым обслуживанием: ограниченный ассортимент — 64%, уровень цены выше, чем в других местах — 60%, плохое качество товаров и обслуживания — 18%. Остальные опрошенные называли другие причины.

Еще несколько цифр, характеризующих наше потребление в 2018 году. Товары повседневного спроса, одежду и обувь 91% жители 33 региона приобретали в   основном в своем населенном пункте, 48% — в ближайщих городах и районах, 0,6% — в других субъектах РФ. Покупку подобных товаров за границей никто из опрошенных не подтвердил.

Но так или иначе, в супермаркете или маленьком магазинчике, через интернет или по почте, владимирская торговля доставит нам все, что нужно. Кстати, опасаться продовольственного дефицита и закупаться гречкой и макаронами не стоит. На 1 июня 2020 года объем товарных запасов в организациях розничной торговли был на сумму 12623,6 млн рублей. Этих запасов при обычном спросе хватит на 33 дня.

Скажем в канун праздника за это спасибо всем работникам торговли. Как говорили в советское время, из которого берет начало этот праздник: «Продавец и покупатель, будьте взаимно вежливы».