О цели проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Управление Росреестра по Владимирской области информирует
о цели проведения мероприятий по выявлению правообладателей
ранее учтенных объектов недвижимости
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) ранее учтенными объектами недвижимости признаются:
1) объекты, права на которые возникли до 31 января 1998 года, т.е. до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Закон № 122-ФЗ);
2) объекты, в отношении которых осуществлен технический или государственный учет до 1 марта 2008 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
3) объекты, технический или государственный учет которых не был осуществлен, но права на них зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Права на ранее учтенные объекты недвижимости могут быть подтверждены различными документами, выданными до вступления в силу Закона № 122-ФЗ: свидетельствами о праве на землю старого образца, актами органов государственной власти и местного самоуправления, договорами (зарегистрированными в органах технической инвентаризации) и т.д.
На практике распространена ситуация, когда сведения о правообладателях объектов недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998, в ЕГРН отсутствуют, поскольку государственная регистрация прав осуществляется в заявительном порядке и закон не устанавливает для правообладателей обязательную перерегистрацию таких ранее возникших прав.
29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 518-ФЗ), наделивший полномочиями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ.
Указанные мероприятия осуществляются в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН) и внесения в дополнительные сведения кадастра недвижимости ЕГРН информации о правообладателях таких объектов.
Закон № 518-ФЗ принят в целях реализации давно назревшей необходимости актуализации, достоверности и полноты сведений ЕГРН об объектах недвижимости и их правообладателях. Отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, создает риск невозможности учета наличия соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания объекта недвижимости.
«Обращаем внимание граждан на то, что внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, по результатам проводимых уполномоченными органами мероприятий, не является государственной регистрацией прав», — подчеркивает заместитель руководителя Управления Людмила Ларина.
Положения Закона № 518-ФЗ не отменяют существующий в действующем законодательстве принцип, согласно которому права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Также Закон № 518-ФЗ не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.
Таким образом, механизм актуализации и полноты сведений ЕГРН необходим как в целях повышения эффективности налогообложения, так и в целях защиты прав и интересов собственников недвижимости.
Материал подготовлен Управлением Росреестра
по Владимирской области